Факт нахождения лица на иждивении военнослужащего в целях признания членом его семьи устанавливается судом, как правило в порядке особого производства.
По общему правилу к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются соответствующие социальные гарантии и компенсации, относятся, в частности, лица, находящиеся на иждивении военнослужащего (п. 5 ст. 2 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
Круг лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, определяется с учетом положений ст. 31 Закона от 12.02.1993 N 4468-1, п. п. 2, 3 ст. 9 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ (абз. 5 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14; п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 4-КГ19-61).
В частности, члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всем необходимым при отсутствии у них материальной поддержки от других лиц или других источников. То есть доходы и имущество военнослужащего являются единственным источником средств их существования. При наличии у члена семьи других источников дохода необходимо установить, что без этой помощи он не сможет обеспечить себя необходимыми средствами для нормального существования. При этом суд может не признать иждивенцами военнослужащего проживающих совместно с ним его внуков и (или) детей супруга на основании того, что обязанность по обеспечению указанных детей лежит на их родителях (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 33-КГ17-15; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 4-КГ19-61).
Документом, подтверждающим нахождение лица на иждивении военнослужащего, является соответствующая запись в послужном списке личного дела военнослужащего. При этом, как подчеркивается судами, административный порядок подтверждения факта нахождения лица на иждивении военнослужащего не установлен (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 4-КГ19-61; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.08.2015 N 38-КГ15-6).
Для этого нужно обратиться в районный суд по месту жительства заявителя с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении. При обращении в суд в качестве правовых последствий установления данного факта зачастую указывается внесение в личное дело военнослужащего сведений об изменении состава его семьи для получения социальных гарантий и компенсаций, установленных членам семьи военнослужащего (п. 2 ч. 2 ст. 264, ст. ст. 266, 267 ГПК РФ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 4-КГ19-61).
Одним из таких вопросов, исходя из судебной практики, является установление факта нахождения на иждивении военнослужащего близких родственников члена его семьи (супруга или супруги), а также признание их членами его семьи для последующего обеспечения социальными гарантиями и компенсациями. Например, таковыми могут являться дети супруги военнослужащего, которые родились до вступления в брак с таким военнослужащим (дети от предыдущего брака).
Установленные судами обстоятельства в обязательном порядке должны быть мотивированы нормами материального права. Мотивировка осуществляется посредством толкования судами законодательства, на которое делается ссылка. При этом правовые нормы жилищного законодательства с учетом постоянного развития правоотношений и в буквальном толковании не могут наперед предусматривать условия, указывающие на то, какой конкретно правовой нормой необходимо руководствоваться.
Так, по часто возникающим у судов вопросам в целях обеспечения правильного правоприменения Пленум Верховного Суда Российской Федерации дает разъяснения в своих постановлениях.
Наряду с изложенным выше судами при принятии решений в аналогичных спорах обращается внимание на нормы семейного законодательства.
В силу ст. 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
Пункт 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации определяет, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и законных интересов без специальных полномочий.
По смыслу приведенных правовых норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которую на законном основании занимают их родители либо один из родителей и которая определяется им в качестве их места жительства по соглашению родителей.
Вместе с тем судами нередко отмечается, что цели обращения заявителей в суд с указанными требованиями содержат личную имущественную выгоду, проявляющуюся в предоставлении дополнительной жилой площади либо дополнительных выделенных денежных средств для приобретения дополнительной жилой площади.
Указанный вывод подтверждается Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 г. (гражданское дело N 47-КГ18-17)
В данном Определении указано, что жилищное и иное законодательство Российской Федерации не определяют учреждения либо другие организации, правомочные выдавать надлежащие документы, удостоверяющие факт нахождения на иждивении, наличия в семье единого бюджета, несения общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования.
С учетом того что факт признания членом семьи военнослужащего может быть установлен только по решению суда, реализовать свое право на получение служебного жилья с учетом члена семьи своей супруги, родившегося в предыдущем браке, военнослужащий может только посредством подачи искового заявления в суд общей юрисдикции. Следует отметить, что такие споры подсудны не военным гарнизонным судам, а районным (городским) судам.
Наряду с изложенным для разрешения судами споров по аналогичным вопросам существенным является установление обстоятельств соблюдения семейного законодательства лицами, являющимися законными представителями несовершеннолетних детей.
Само по себе проживание совместно с военнослужащим лиц, не относящихся к его детям, закон связывает с установлением факта нахождения на иждивении военнослужащего, и это не свидетельствует о нахождении на его полном иждивении.
Материалы судебной практики демонстрируют следующие показатели: первая инстанция (статистика 50% х 50%). В кассации преимущественно отказы, что логично, поскольку это особое производства, и у заявителя не появляется правового интереса к обжалованию.
Документы: ст. 265, ГПК РФ {КонсультантПлюс}; Ситуация: Как установить факт нахождения ребенка на иждивении? («Электронный журнал «Азбука права», 2025) {КонсультантПлюс}; Форма: Заявление в суд общей юрисдикции об установлении факта нахождения на иждивении военнослужащего в целях признания членом его семьи (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}; Форма: Заявление в суд общей юрисдикции об установлении факта нахождения на иждивении у военнослужащего (образец заполнения) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс}